История
Санкт-Петербурга

История Санкт–Петербурга началась 27 мая (16 мая по старому стилю) 1703 года, когда царь Петр I на отвоеванных у шведов землях, на Заячьем острове, расположенном у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря, заложил крепость, получившую название Санкт–Питер–Бурх (крепость Святого Петра), впоследствии это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра.
В 1720–е годы название Санкт–Питер–Бурх поменялось на Санкт–Петербург (близкое к немецкому Sankt Petersburg).
Все первые десять лет город строился как крепость, морской торговый порт, стоянка Балтийского флота, но морская торговля превращала его в центр экономической жизни, средоточие промышленности и ремесел. Основанием Александро–Невской лавры и последующим перенесением в нее мощей святого Александра Невского, Петр I переместил в город на Неве и духовный центр страны.
В 1712 году в Санкт–Петербург из Москвы переехал царский двор, принято считать, что именно с этого момента столица России переместилась на берега Невы. Но еще в сентябре 1704 года Петр I писал Меншикову, что он едет в "столицу Питербурх".
В короткое царствование Петра II (1727–1730) двор уехал в Москву, строительство Петербурга было приостановлено. Но три года спустя, при Анне Иоанновне (на престоле в 1730–1740 годах), Санкт–Петербург вновь стал столицей России. Здесь, под защитой крепости Кронштадт, построенной вскоре после основания Петербурга, базировался военно–морской флот Петра.
В царствование Екатерины II (1762–1796) Петербург – это, прежде всего, Зимний дворец и Адмиралтейство, Невский проспект и гранитные набережные Невы, Мойки, Фонтанки, Екатерининского канала и "Медный всадник".
Работы по преобразованию центральной части города и пригородов продолжались при императоре Павле I (царствовал в 1796–1801 годах). В годы его правления в Санкт–Петербурге были построены Михайловский замок, дворец Бобринских, Михайловский манеж.
При Александре I (на престоле в 1801–1825 годах) начался период, который позже назвали "золотым веком" петербургской культуры. Петербург Александра I сохранился большими ампирными вкраплениями в центре города. В его правление построены Казанский собор, Биржа, Смольный институт.
Победа России над наполеоновскими войсками в 1812 году нашла отражение в новом подъеме градостроительных работ в городе на Неве. В эти годы были созданы: ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Александринского театра, здания высших государственных учреждений России – Сената и Синода, здание главного штаба и министерств на Дворцовой площади. Ансамбль Дворцовой площади был завершен возведением гранитной Александровской колонны.
В годы царствования императора Николая I (1825–1855) развивалась промышленность. Петербург стал центром российского промышленного капитализма. В 1837 году Петербург был соединен железной дорогой с Царским Селом, в 1851 году – железнодорожной веткой с Москвой.
При Александре II (царствовал в 1855–1881 годах) в городе появилась первая выборная городская дума, контролирующая столичный бюджет. Открылись Варшавский, Балтийский и Финляндский вокзалы, введен в действие водопровод, по главным улицам проложены рельсы конно–железной дороги. Открылся Мариинский театр.
В 1890 году население Петербурга (с пригородами) превысило миллион человек.
Уже к началу XX века Санкт–Петербург стал европейским городом в полном смысле слова. Промышленность Петербурга производила все – от кораблей и современнейшего по тем временам вооружения до любых изделий легкой промышленности.
Одновременно с каждым годом город становился все более удобным местом для жилья. Появились десятки мостов, соединяющих острова, на которых расположился Санкт–Петербург. Несколько железнодорожных веток связали столицу с самыми разными регионами страны и европейскими странами.
В 1907 году появился новый вид транспорта – трамвай. К 1910 году в городе проживали почти 2 миллиона жителей. Окончательно застраивались Петроградская сторона, Васильевский остров, Пески. Газовое освещение улиц было полностью заменено электрическим, на дорогах появились автомобили, в быт начал входить телефон.
После вступления России в Первую мировую войну 31 августа (18 августа по старому стилю) 1914 года было принято новое официальное название города – "Петроград".
В 1917 году Петроград стал главным местом событий Февральской и Октябрьской революций. 10 марта 1918 года с отъездом советского правительства в Москву Петроград перестал быть столицей страны.
26 января 1924 город был переименован в Ленинград.
Самый тяжёлый период за всё время существования города – блокада Ленинграда. С июня 1941 по 1944 год здесь велась битва за город.
За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко–фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание "Город–Герой".
После Великой Отечественной войны город не только был восстановлен, но и увеличился в размерах. Появились новые районы, такие как Гражданка, Ржевка–Пороховые, Весёлый Посёлок, Купчино, Автово.
В 1991 году городу было возвращено историческое название – Санкт–Петербург. В ходе проведённого 12 июня 1991 года опроса за возвращение городу его исторического названия высказались 54% участвовавших в нём горожан.
С самого начала существования Санкт–Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Италии, Франции, Швейцарии и других стран.
Санкт–Петербург, как и задумывал Пётр I, стал "городом веротерпимости". Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других религий. С начала XVIII века в Санкт–Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников.
В 1990 году исторический центр Санкт–Петербурга был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.